eBIKE » Информация » Словарь велосипедиста от А до Д

Словарь велосипедиста от А до Д


Велосипедный словарь от А до Д


А


Алюминий -  применяется в производстве рам велосипедов и других различных деталей. Отличается от других металов легким весом.

Амортизатор -  Используется  для гашения колебаний рамы (кузова), поглощает  толчки и удары,которые  воздействуют  на  раму велосипеда  через его колёса

Амортизационная вилка – Элемент конструкции электровелосипеда, включающая в себя амортизаторы -  для обеспечения комфортной езды по неровным дорогам и бездорожью. Поглощает  колебания и толчки.

 

Б

Багажник -  Конструкция для размещения, фиксации  и транспортировки на электровелосипеде груза. Современные багажники изготавливаются из разных материалов. Самые распространённые багажники – стальные. Второе место по частоте использования занимают более лёгкие багажники из алюминиевых сплавов. Также выпускаются багажники из титана. Всё большее распространение получают багажники из карбона и различных пластиков. Часто они снабжены интегрированным в багажник лёгким боксом из пластика, или ткани.

Байк - название велосипеда на английском языке. В среде руускоязычных велосипедистов это назнание часто используют применительно  к горному велосипеду.


База – это расстояние между центром переднего и заднего  колеса велосипеда,  электровелосипеда, а также другого транспорта.

Балансир - Деталь ручного тормоза. Балансир – жёлобок из металла, закрепляемый винтом на тормозном тросе. Балансир удерживает внутри жёлоба отрезок тросика, который соединяет тормозные рычаги и тем самым обеспечивает одинаковое расстояние от рычагов до обода колеса.

Барабанный тормоз -  устройство, состоящее из тормозных колодок, шарнирно установленых  на оси, изменяющие своё положение с помощью привода (обычно – тормозным тросиком; иногда – тормозной тягой) При  нажатии на ручку тормоза, тормозной тросик передаёт усилие на тормозные колодки и те раздвигаются,  контактируя  со  внутренней поверхностью колёсной втулки, или специального тормозного барабана, размещённого на одной оси со втулкой переднего или заднего колеса. Между тормозными колодками и тормозным барабаном,  возникает трение и за счёт этого происходит торможение. Барабанные тормоза – наиболее простой и недорогой тип тормозов. Барабанные тормоза по эффективности уступают колодочным и дисковым тормозам, а также обычно имеют больший вес. Помимо низкой цены, барабанные тормоза имеют ещё одно важное преимущество – хорошую защищённость от грязи. Барабанными тормозами обычно комплектуются недорогие модели велосипедов,  электроскутеров и грузовых электровелосипедов.

Баттинг - технология изменения толщины стенок труб, для  уменьшения  веса  рамы.

Бачок питьевой - пласмассовая емкость для питьевой воды. Синоним – фляга. На классической раме велосипеда (трапеция), закрепляется на косой  трубе раме велосипеда.

Биение - отклонение части обода от горизонтальной плоскости (осевое, или горизонтальное биение), либо изменение высоты  радиуса  части обода, отличающееся от радиуса остальных частей обода (радиальное, или вертикальное биение)  Осевое биение  может  возникать  и на передних звездах, установленых в каретке.

Болт – цилиндрический стержень с  резьбой и головкой. Обычно изготавливается из металла. Болт - от винта отличается  тем,  что  его  болта  имеет форму шестигранника. Болт откручивается и закручивается гаечным ключом соответствующего размера.

Брызговик         -  пластиковый,  или  резиновый фартук небольшого размера, который закрепляется на переднем, заднем, или обеих крыльях велосипеда, для улучшения защиты велосипедиста и велосипеда - от грязи.

Бустер - специальная подковообразная металлическая арка, -

устанавливается на перья вилки. Используется для противодействия изгибу вилки во время торможения.

В

Вал каретки — Ось узла каретки, на которой закреплены шатуны с педалями.


Велокомпьютер – Электронный прибор, отображающий информацию о движении велосипеда: текущая, максимальная и средняя скорость; время в пути, пройденное расстояние, температура воздуха. Велокомпьютеры электровелосипедов,  имеют более обширный функционал и помимо указанных параметров, могут отображать напряжение аккумуляторной батареи, силу тока, потребляемую мотор колесом или электродвигателем, количество израсходованной электроэнергии в ватт-часах и даже расстояние в километрах, которое можно проехать на оставшемся заряде в аккумуляторной батарее. Дорогие модели  велокомпьютеров  электровелосипедов,  обычно  имеют возможность переключения виртуальных передач – для изменения скорости и мощности электропривода. В последнее время, в качестве полнофункциональных велокомпьютеров для электровелосипедов, -  всё чаще используются смартфоны со специальной программой. Обмен информацией между смартфоном и контроллером электровелосипеда, происходит через блютус при помощи специального блока управления, подключаемого к контроллеру.

Ведущая звездочка - передняя звездочка, установленная на каретке и приводящая в движение заднее колесо велосипеда с помощью  цепи, или зубчатого ремня.

Ведущее колесо -  это колесо, на которое передаётся крутящий момент   при помощи приводного механизма, посредством цепи, или зубчатого ремня. У электровелосипеда ведущее колесо приводится в движение мотор колесом или электродвигателем. Электровелосипед может иметь два ведущих колеса – в том случае, если переднее колесо оборудовано электроприводом.

Вентиль - Клапан для накачивания и удерживания воздуха в пневматической камере, вставляемой в покрышку колеса, либо в бескамерной покрышке. Обычный вентиль – это металлическая трубка, завулканизированная   в камеру, или бескамерную покрышку. На конце вентиля, выступающем из камеры, имеется резьба  для соединения с шлангом пневматического насоса. Вентиль  снабжен  ниппелем (золотником), который  пропускает воздух – в камеру и препятствует  его выходу  из камеры.

Верхняя труба - Труба рамы, в рамах классической конструкции («трапеция») электровелосипедов и велосипедов, соединяющая верхнюю часть головной трубы, в которую устанавливается передняя вилка, -  и подседельный узел.

Ви-брейк  (V-brake) – велосипедные тормоза, в которых колодки подводятся к ободу перпендикулярно. Трос на вибрейке, в отличие от кантилеверного тормоза,  не закрепляется на балансире  и не проходит через раздвоитель, а закреплён на одном из тормозных рычагов. От этого рычага  ко второму  рычагу – идёт тросик, перпендикулярно обоим рычагам. Эта система тормозов облегчает их настройку, улучшает торможение и делает снятие колеса максимально простым.

Вилка - Передняя поворотная  часть рамы, к которой крепится колесо,  Часто, передние вилки имеют встроенные амортизаторы. Велосипеды с амортизационной передней вилкой относятся к подвиду «хардтейл», то есть, буквально «жёсткий зад» в переводе с англ. Бывают и задние амортизационные вилки. Они применяются в некоторых видах велосипедов, например, - для даунхилла.

Винт – вид крепежа, представляющий из себя цилиндр с  резьбой и головкой. Отличается от болта - головкой (шляпкой), которая делается   «под отвертку»  или шестигранный ключ (шестигранник).В конструкциях электровелосипедов и велосипедов, в основном используется для регулировки  тормозов, переключателей передач и т.д.

Водопроводная труба – (велосипедный слэнг) - Рама из некачественной стали.

Восьмерка - Жаргонное название  осевого биения.

Втулка - центральная деталь колеса к которой  крепятся спицы.  В самой втулке размещены  подшипники, соединяющие корпус втулки с  осью. Ось с колесом крепится на раме велосипеда, или электровелосипеда. Мотор колёса втулок – не  имеют. В них роль втулки выполняет сам корпус мотор колеса.

Выжимка – ручной инструмент для соединения и разъединения звеньев цепи. Без выжимки  разомкнуть цепь подручным инструментом возможно,  но сомкнуть (вставить выдвинутый пин на место) – очень сложно.

Вынос руля – элемент конструкции велосипеда, соединяющий трубу  руля  с вертикальным рулевым штырем. В простом выносе возможно только вращать трубу руля, тем самым изменяя его положение. Качественные выносы – это  сложное устройство, которое позволяет  регулировать высоту и, часто, -  угол наклона выноса.

 

Г

Геркон – термин, возникший от сокращения и объединения двух слов   "герметичный контакт" – в одно слово. В конструкциях велосипедов применяется  в качестве  датчика оборотов колеса, для расчёта параметров движения велокомпьютером. Геркон датчика замыкается при попадании в магнитное поле, образуемое маленьким магнитом, фиксируемом на спице колеса.

В электровелосипедах герконы часто применяются в одной из разновидностей  датчика отключения мотор колеса  при торможении. Этот вид  датчика устанавливается на тормозной тросик,  при переоборудовании тех моделей обычных  велосипедов  в электровелосипед, где манетки - объединены с тормозными ручками и поэтому,  замена тормозных ручек на ручки со встроенными датчиками отключения мотор колеса не представляется возможным.

Гидравлическая вилка - рабочим телом в этом типе  амортизационной вилки,  для погашения колебаний , передаваемых колесом на раму, служит  специальное жидкое масло, перепускаемое в процессе амортизации через клапана.  Другое название вилки – масляная.

Головная стойка -  короткая  труба – вертикальная, либо с небольшим наклоном, находящаяся  в передней части рамы.  В  ней закрепляется  передняя вилка.

Горный велосипед (от англ. – маунтинбайк. Сокращённо – МТБ) - Предназначен для поездок по дорогам с некачественным покрытием, а также по пересечённой местности.  От других типов велосипедов отличается повышенной прочностью. Имеет классическую трапециевидную раму, выполненную из стали, алюминия, а у более дорогих моделей, - титана, карбона.Каретка у горного велосипеда – поднята до уровня втулок колёс - для улучшения проходимости. МТВ оснащается амортизационными вилками с большими рабочими ходами. Для некоторых дисциплин, МТВ выпускаются и с задней амортизационной вилкой. Колёса горных велосипедов  имеют прочные усиленные обода, а покрышки – широкий профиль и развитые грунтозацепы. Для эффективного преодоления препятствий,  МТВ оборудуются большим количеством передач, в том числе – пониженными. На подавляющем большинстве моделей МТВ используются дисковые тормоза, которые  более эффективны,  по сравнению с ободными - при движении по грязи.  МТВ можно использовать на шоссе,  однако, здесь он уступает по своим возможностям  – специально предназначенным для этого видам велосипедов и электровелосипедов. МТВ выпускается с разными размерами рам и колёс. Ещё несколько лет назад, основным стандартом  колёс МТВ считались 26-дюймовые. Сейчас произошёл плавный переход в сторону увеличения размерности ободов и наиболее распространённые на сегодняшний день колёса у МТВ – это 27.5 дюймов (650в) и 29 дюймов – «найнер».  

Горные велосипеды имеют специализированные  подвиды, предназначенные для разных велодисциплин:

- фрирайд (гонки на сильно пересечённой местности,  с изобилием серьёзных препятствий)

- даунхилл ( скоростной спуск)

- кросс-кантри (велогонки на пересечённой местности)

- стрит (экстремальная езда в городе, в том числе с преодолением препятствий)

- дёрт (прыжки с трамплинов и выполнение трюков)

- велотриал (преодоление препятствий на местности, или созданных искусственно)

- слоупстайл (съезд по склону с элементами дёрта, даунхилла, норд-шора)

- all mountain (лёгкий фрирайд)

- параллельный слалом (одновременный спуск с возможностью контактной борьбы велогонщиков)

 Разные подвиды горных велосипедов отличаются разными конструкциями и имеют свои особенности, на которые влияют требования, предъявляемые к вело-технике, участвующей в той, или иной дисциплине.

Стоимость разных моделей горных велосипедов,  зависит от качества комплектующих и брендовости производителя и может значительно отличаться.

Грипсы  - Ручки руля (накладки).

Грипшифт  -разновидность  манетки (переключателя передач на руле велосипеда, или электровелосипеда). Переключение передач грипшифтом выполняется  вращением  ручки вокруг оси руля, - наподобие ручки «газа», только с фиксацией в определённых положениях.. Грипшифт обычно является  продолжением  грипсы.

 

Д

Датчик  -  электронное  устройство  для измерения количества оборотов колеса,  с дальнейшим переводом процессором  велокомпьютера,  оборотов – в км/час и  отображением данных на дисплее велокомпьютера.

Двухподвес – Велосипед, имеющий   амортизацию  переднего и заднего колеса.

.Демпфер – рабочее тело в амортизационных вилках. В качестве демпфера обычно применяется воздух, масло или эластомер. Роль  демпфер  сводится к тому, что он  должен  немного препятствовать сжатию вилки, но разжиматься обратно, - должен медленно. На этом  принципе основано действие всех амортизаторов.

Двойной обод — обод,с двойными  стенкой. Отличается от одинарного более высокой прочностью, при небольшом весе.

 Дропауты — Окончание рамы велосипеда для крепления колес. Горизонтальные дропауты дают возможность двигать колесо – для натяжения цепи в односкоростных велосипедах, а также в небольших пределах, изменять геометрию велосипеда.

Продолжение следует...

Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.